Право на страйк та його реалізація. Правові наслідки законного та незаконного страйку

Право на забастовку и его реализация

 

Конституція України

Стаття 44.  Ті, хто працює, мають право на страйк для захисту своїх економічних і соціальних інтересів.
Порядок здійснення права на страйк встановлюється законом з урахуванням необхідності забезпечення національної безпеки, охорони здоров’я, прав і свобод інших людей.
Ніхто не може бути примушений до участі або до неучасті у страйку.
Заборона страйку можлива лише на підставі закону.

Порядок осуществления права на забастовку устанавливается Законом Украины “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)”.

Забастовку может быть начато, если примиряющие процедуры не привели к решению коллективного трудового спора (конфликта) или владелец или уполномочен им орган (представитель) уклоняется от примиряющих процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе решения коллективного трудового спора (конфликта).

Согласно ст. 17 Закона забастовка – это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подраздела) с целью решения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) решение коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом владельца или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования нанимаемых работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединение профсоюзов или уполномоченного ею (ими) органа.

Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается общим собранием (конференцией) нанимаемых работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство нанимаемых работников или делегатов конференции. Рекомендации относительно объявления или необъявление отраслевой или территориальной забастовки принимаются на отраслевом или территориальном уровнях на конференции, собрании, пленуме или другом выборном органе представителей нанимаемых работников и/или профсоюзов и присылаются соответствующим трудовым коллективам или профсоюзам.

Нанимаемые работники предприятий области или административно-территориальных единиц самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявлении забастовки на своем предприятии.

Забастовка считается отраслевым или территориальным, если на предприятиях, на которые объявлена забастовка, количество работающих представляет больше половины общего количества работающих соответствующей области или территории.

Орган (лицо), который возглавляет забастовка, обязанная письменно предупредить владельца или уполномоченный им орган (представителя) не позднее чем за 7 дней к началу забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на беспрерывно действующем производстве – за 15 дней.

В случае проводки собрания, митингов, пикетов за пределами предприятия орган (лицо), который возглавляет забастовка, должен сообщить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 3 дня.

Незаконными признаются забастовки, объявленные с требованиями об изменении конституционного порядка, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, которые поднимают права человека; с требованиями, которые не относятся к коллективным трудовым спорам; с нарушением формирования требований нанимаемых работников, профсоюзов, объединение профсоюзов или уполномоченных ими органов; в случаях, когда забастовка объявлена к моменту возникновения коллективного трудового спора (конфликта); с нарушением порядка решения коллективного трудового спора трудовым арбитражем; с нарушением порядка принятия решения о проводке забастовки. Незаконными будут признаны забастовки, начатые с нарушением нанимаемыми работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований Закона о руководстве стачком; если забастовки объявленные в случаях, за которые запрещается их проводка; которые объявленные и/ или проводятся во время осуществления примиряющих процедур, предусмотренных Законом. С заявлением о признании забастовки незаконным собственник или уполномочен им орган (представитель) обращается к суду. Дело относительно этого заявления должна быть рассмотренная судом, включая сроки подготовки дела к судебному разбирательству, не позднее чем в 7-дневной срок. В отличие от прежде действующего Закона СССР, в Законе Украины “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)” не определенная родовая подсудность дел о признании забастовок незаконными. С содержания ст. 23 этого Закона вытекает, что эта категория дел подсудимая районным (городским) судам.

В судебной практике явился вопрос, кто может быть ответчиком в делах о признании забастовок незаконными. В одних случаях требование заявляется трудовому коллективу, в других – к забастовочному комитету, к профсоюзному органу. Выдается, что в этом случае ответчиком должен быть забастовочный комитет или другой орган, который действует от лица трудового коллектива, который должны бастовать.

Решение суда о признании забастовки незаконным обязывает участников забастовки принять решение о прекращении или отличии объявленной забастовки, а работников начать работу не позднее следующих пор после дня вручения копии решения суда органу (лицу), что возглавляет забастовка.

Запрещается проводка забастовки при условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного лихую, авариям, катастрофам, эпидемиям и эпизоотиям или ликвидации их последствий.

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона Украины от 8 февраля 1995 г. “Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность” (Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. – №12. – Ст. 81) персонал ядерных учреждений и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, не имеет права на забастовку.

Ст. 18 Закона Украины “О транспорте” от 10 ноября 1994 г. (Ведомости Верховной Рады Украины. – 1994. – №51. – Ст. 446) предусмотрено, что прекращение работы (забастовка) на предприятиях транспорта может быть в случае невыполнения администрацией предприятия условий тарифных соглашений, кроме случаев, связанных с перевозкой пассажиров, обслуживание беспрерывно действующих производств, а также, когда забастовка представляет угрозу жизни и здоровью человека.

Согласно ст.  22 закона Украины “Об электроэнергетике” от 16 октября 1997 года (Ведомости Верховной Рады Украины. – 1998. – №1. – Ст. 1) забастовки на предприятиях электроэнергетики запрещаются в случаях, когда они могут привести к нарушению постоянства объединенной электронной системы Украины или теплоснабжение в осенне-зимний период.

Запрещается проводка забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления чрезвычайного состояния Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проводка забастовок на срок, который не превышает 1 месяца. Дальнейший запрет должна быть одобренная общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного состояния автоматически наступает запрет проводки забастовок к моменту его отличия.

В случаях, когда проводка забастовки угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного лихую, авариям, катастрофам, эпидемиям и эпизоотиям или ликвидации их последствий, когда объявленное чрезвычайное или военное состояние, а рекомендации Национальной службы посредничества и примирение относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтено. Национальная служба посредничества и примирение обращается с заявлением о решении коллективного трудового спора (конфликта) согласно Верховному Суду Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов. Законом предусмотренные гарантии для работников во время забастовки. Участие работников в забастовке, за исключением забастовок, признанных судорог незаконными, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

По решению нанимаемых работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований. За работниками, которые не брали участия в забастовке, но в связи с его проводкой не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах, не низших от установленных законодательством и коллективным договором, заключенным на этом предприятии, как за время простоя не по вине работника.

Организация забастовки, признанной судом незаконным, или участие в нем является нарушением трудовой дисциплины.

Время забастовки работникам, которые берут в нем участие, не оплачивается и не зачисляется к общему и беспрерывному трудовому стажу. Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликты), а также работники, которые принимают участие в забастовке, признанному судом незаконным, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству. Такую же ответственность несут лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или которые задерживают выполнение решений примиряющих органов, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконным, или какие не выполняют решения о признании забастовки незаконным, а так же лица, которые препятствуют прекращению незаконной забастовки, привлекают к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству. К ним не применяются порядок и гарантии, предусмотренные статьями 43 и 252 Кзпп. Лица, которые принуждают работников к участию в забастовке или препятствуют участию в забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, или путем других незаконных действий, наказание за которые предусмотрено законодательством, привлекают к уголовной ответственности.

Законом также предусмотрены возмещение убытков, причиненных стачком.

Мы привыкли к тому, что забастовка – это массовый отказ от работы. В действующем законодательстве понятия забастовки есть только относительно коллективных трудовых споров (ст.17 Закона Украины “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)”). Руководствуясь конституционной нормой о том, что те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (ч. 1 ст. 44 Конституции Украины), это толкование можно признать таким, что не соответствует действительности. В литературе отмечалось, что в законодательстве под стачкой следует понимать не только временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью решения коллективного трудового спора, а и отказ работника или работников от выполнения своих трудовых обязанностей для решения индивидуального трудового спора (Герасимова Э. Забастовка как средство защиты трудовых прав граждан // Право и экономика. – 1999. – №3. – С. 53). В последние годы широкое распространение приобрела практика отказа работников от выполнения своих должностных обязанностей в случае невыплаты заработной платы. Работники в индивидуальном порядке или коллективно или отказываются выходить на работу и остаются дома, или, находясь на работе, не исполняют свои обязанности. И хотя формулирование “те, кто работает, имеет право на забастовку…”, что содержится в ст. 44 Конституции Украины, применяется к коллективным трудовым спорам, выдается правильной точка зрения о возможности его реализации не только коллективно, а и индивидуально. В ряде стран Запада также подвергается критике традиционное трактование права на забастовку как сугубо коллективного права, которое реализуется профсоюзами, трудовыми коллективами. Выдвигается новое понимание права на забастовку как индивидуального права каждого работника самому решать вопрос об отказе от предоставления трудовых услуг.

На Западе признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных юридическое фиксированных рамках являются необходимыми условиями нормального функционирования общества. В это время право на забастовку закреплено почти во всех промышленное развитых странах с рыночной экономикой. Оно или закреплено в Конституции (например, Франция, Испания, Швеция), или выводится с конституционного права на ассоциацию (например, ФРГ, Канада, Швейцария), или специально закреплено в законодательстве (США, Новая Зеландия), или опирается на общие принципы права, в частности на принцип “разрешено то, что не запрещено” (Финляндия, Норвегия), или основано на международном акте (Нидерланды) (Киселев Й.Я. Цит. раб. – С. 156). Рядом с закреплением права на забастовку предполагаются также условия, которые ограничивают и запрещают забастовки и направлены против незаконных забастовок.

Кроме забастовок, законодательством также регулируются локауты, которые их не знает отечественное законодательство. В переводе с английской термин”локаут” означает буквально “быть вне или без места”. Как социальное явление локаут представляет собой временное закрытие какого-нибудь предприятия или учреждения его владельцем под приводом экономических трудностей, но чаще всего в ответ на забастовочное движение персонала (Симин А. А. Локаут в системе трудовых отношений // Труд за рубежом. – 1995. – №1). Локаут сопровождается освобождением всех нанимаемых работников на неопределенный срок. В отличие от забастовки, локаут в большинстве стран не останавливает, а перерывает действие трудового договора (конфликта) работников, которые освобождаются. При этом заработной платы, льгот лишаются все работники предприятия, учреждения, включая и тех, кто не брал непосредственного участия в забастовке (лица, которые находятся в отпуске, больные и др.). В последние годы очертилась тенденция выравнивания правовых и социальных следствий, которые возникают вследствие локаутов и забастовок.

Законность или незаконность забастовок и локаутов определяет в каждом конкретном случае суд. При этом есть значительная специфика, в зависимости от страны, относительно распределения забастовок на законные и незаконные. Есть еще одна особенность: в зависимости от условий конкретной страны суды могут расширить или сузить границы законности забастовки. Таким образом, регламентация забастовок не сводится к прямым запретам и подавлению, а есть довольно гибкой.

 

 

 

Как правильно организовывать и проводить забастовки

Решаем коллективные споры: пошаговая инструкция

«Все! Надоело! Бастуем!» — такое решение может вспыхнуть в горячих головах недовольных ситуацией на работе сотрудников. Но если попытаться сразу же привести его в действие, ни к чему хорошему это не приведет. Ведь то, как надо бастовать, черным по белому прописано в законе. А если конкретнее — в Законе Украины о решении коллективных споров. В нем забастовке посвящен целый раздел под номером три. «Сегодня» изучила его вместе с замдиректора адвокатского бюро «АБГ» Екатериной Гутгарц и составила пошаговую инструкцию, как бастовать по закону. Ее выполнение гарантирует, что в суде забастовку признают законной и бастующих не обвинят в нарушении трудовой дисциплины и не уволят за это.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ БАСТОВАТЬ:

Если прекращение работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, авариий, катастроф, эпидемий и ликвидации их последствий;

работникам (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов госвласти, безопасности и правопорядка;

в случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, который не превышает одного месяца. Последующий запрет может быть принят совместным актом Верховной Рады и президента. В случае объявления военного положения автоматически запрещается проведение забастовок до момента его отмены.

 

10 ПРЕДЗАБАСТОВОЧНЫХ ШАГОВ

1 Шаг

Сформировать свои требования и утвердить их либо на общем собрании (конференции), либо путем сбора подписей. Они считаются действительными, если подпишутся не менее половины членов коллектива.

2 Шаг

Определить орган или человека, который будет представлять интересы сотрудников и, если дело дойдет до забастовки, возглавит ее (это нужно зафиксировать протоколом).

3 Шаг

Требования оформить в виде протокола.

4 Шаг

Выслать их собственнику или уполномоченному им органу (представителю) письмом с уведомлением.

5 Шаг

Получить ответ работодателя. Он обязан его дать в письменном виде в 3-дневный срок со дня получения требований.

Если вопрос выходит за пределы компетенции работодателя, он должен переслать требования вышестоящему органу управления. Общий срок рассмотрения с учетом всех пересылок не может превышать 30 дней.

6 Шаг

В случае отказа выполнить требования или если ответ не пришел в отведенный (3-дневный) срок, возникает коллективный трудовой спор (конфликт). Об этом орган, который представляет интересы наемных сотрудников, обязан в 3-дневный срок письменно проинформировать собственника или уполномоченный им орган, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальную службу посредничества и примирения.

7 Шаг

Рассмотрение трудового конфликта может осуществляться примирительной комиссией или трудовым арбитражем. Комиссия рассматривает спор в случае установления новых или изменения социально-экономических условий труда и производства, а также заключения или изменения коллективного договора/соглашения. В компетенции трудового арбитража споры, которые связаны с исполнением коллективного договора/соглашения или отдельных их положений.

8 Шаг

Если и после этого нельзя достичь соглашения, тогда нужно объявлять забастовку. При этом нужно провести общее собрание (или созвать конференцию) и на нем проголосовать за ее проведение. Решение в пользу забастовки считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных сотрудников или две трети делегатов конференции.

9 Шаг

Оформить протокол о решении объявить забастовку.

10 Шаг

Избирательный орган (или лицо), который возглавляет забастовку, должен в письменном виде предупредить собственника или уполномоченный им орган (представителя) о возможной забастовке не позднее, чем за 7 дней до ее начала. Если речь идет о непрерывно действующем производстве, то за 15 дней.

 

 

Забастовка

Определение

Забастовка – это временное, коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход не работу, неисполнение своих трудовых обязанностей) предприятия с целью обеспечения стойких социально-трудовых отношений, связанных с разрешением разногласий между наемными работниками и работодателем как основы социальной стабильности в обществе

Права

Право на забастовку

  • применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом работодателя или представителя удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им органа
  • в соответствии со ст.44 Конституции Украины те, кто работают, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов
  • порядок осуществления права на забастовку устанавливается в соответствии с законом
  • забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или работодатель (его представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта)

Запрет

Запрещается проведение забастовок

  • если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотии либо ликвидации их последствий
  • работникам (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка
  • в случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейший запрет должен быть одобрен совместным актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрет проведения забастовок до момента его отмены

Написати коментар

Тілки зареєстровані користувачі мають право писати коментарі. Якщо Ви зареєстрований користувач, будь-ласка, увійдіть на сайт щоб написати коментар

Авіадиспетчерська професійна спілка © 2017 Усі права зареєстровано